Рейтинг крупнейших компании канцелярской отрасли
ООО «Комус»

133 951 409 000 ₽

Группа компаний Самсон

58 763 701 000 ₽

Рельеф-Центр

49 543 807 000 ₽



«Стратегия 2022/23»: интервью с Дмитрием Грибановым, ГК «Самсон»

Автор новости / ньюсмейкер Выставка "Скрепка Экспо"
23.11.2022 11:54:59
«Горизонт планирования пока короткий»

Форум «Главный канцелярский вопрос — 2023» состоится менее чем через три месяца. В рамках подготовки к важнейшей отраслевой конференции продолжаем знакомить вас с интервью первых лиц производителей и поставщиков канцтоваров, товаров для творчества, игрушек, сувениров. Этот предварительный прогноз мы с вами проверим на форуме ГКВ 6 февраля 2023 г. Сегодня интервью Дмитрия Грибанова, заместителя директора по оптовой торговле группы компаний «Самсон».

— Дайте краткую общую оценку сезона-2022 по сравнению с сезоном-2021 (рост/падение в %).

— Уходящий 2022 год в целом дал бизнесу очередную почву для размышлений, сократив горизонт планирования и заставив всех работать над адаптацией бизнеса к текущим рыночным условиям каждый день. Тем не менее всё, что происходило в уходящем году, не повлияло на долгосрочную стратегию многих компаний. Изменился в некоторой степени инструментарий, повысилась оперативность принятия решений, и в этом можно видеть определённый позитив, несмотря на все сложности ситуации. Всё, что нас заставляет искать нестандартные решения, которые помогают адаптировать свои бизнес-процессы к динамично меняющемуся рынку, является определённым катализатором, который ускоряет процесс трансформации нашей отрасли.

Для участников рынка подобные ситуации не новы, за последние несколько лет уже неоднократно мы сталкивались с ситуациями, которых не было ранее, о которых не пишут подробно в учебниках по менеджменту и маркетингу. Все шаблоны и передовой опыт отошли на второй план, стабильность компаний во многом стала ещё более зависима от оперативных решений менеджмента компаний. На практике отрасль достаточно быстро смогла адаптироваться и встать на новые рельсы, продолжив движение вперёд, пусть и с небольшим замедлением. Ухудшение динамики, начиная со второй четверти 2022 года, в большей степени связано с падением объёма потребления, общими паническими настроениями многих потребителей, а также переходным этапом для многих участников отрасли под влиянием внешних факторов, таких как изменение цепей поставок, рост стоимости кредитования с последующей стабилизацией, волатильность себестоимости продукции, проблемы с трудовым ресурсом — подобных примеров достаточно много.

Школьный сезон был достаточно смазанным, во многом потребители рассчитывали на государственную поддержку семей школьников, которой в этом году не случилось, соответственно, отложенный спрос возник с опозданием, по сравнению с классическими пиками предыдущих лет, назвать школьный сезон 2022 года стабильным и предсказуемым точно нельзя.

Тем не менее, в общем удалось добиться положительной динамики относительно показателей прошлого года, и рост оборота за сопоставимые периоды составил около 5 %.

— Коснулись ли компанию санкции и как это может отразиться на производимом продукте? Ждать ли другого качества продукта, упаковки, повышения цен?

— В той или иной степени введённые ограничения коснулись каждого — кто-то пострадал от этого больше, кто-то меньше. Для нас это вылилось в определённые сложности на определённом этапе, которые нам достаточно оперативно удалось решить. Мы никогда не имели в портфеле большого количества европейских брендов, и их доля всегда была несущественной, поэтому нам удалось без всяких проблем предложить рынку всё самое необходимое в матрице собственных торговых марок.

Основная часть нашего производства размещается в странах юго-восточного региона, на сегодняшний день всё работает в штатном режиме, логистические маршруты перестроены, создано несколько направлений цепей поставок, стабильное пополнение товарных остатков обеспечено.

Конечно, нас не могут не беспокоить сложности российских производителей, которые выпускают для нас определённый ассортимент, тем не менее, мы не остаёмся безучастными и стараемся совместно с нашими партнёрами решать все имеющиеся вопросы, работая над обеспечением производственных мощностей необходимым уровнем заказов.

По поводу упрощения и удешевления того или иного продукта, упаковки ситуация разная, эти процессы на самом деле происходят уже давно, на моей памяти подобные тенденции были заметны начиная с 2014 года, но они заключались в том, чтобы линейки товаров серии «Бюджет» появились у большего количества дистрибуторов, что собственно и произошло. На самом деле основным драйвером для появления низкобюджетного ассортимента было введение в действие законов, регулирующих закупки государственных и муниципальных предприятий, а также организаций с госучастием.

За это время рынок насытился товарами экономсегмента, продаются они в специфическом сегменте потребителей, предпосылок для полного замещения этими товарами всего имеющегося предложения я не вижу. Будет баланс, который уже в определённой степени присутствует.

Все остальные оптимизационные процессы в части сокращения расходов на упаковку или производственную себестоимость присутствуют в любом бизнесе всегда и там, где это не влияет на реализацию стратегии конкретного продукта, всё это применяется сейчас, применялось и ранее.

Прогнозировать цены сейчас дело неблагодарное, на сегодняшний день явных предпосылок для серьёзного скачка цен нет, есть даже тенденция к снижению. Дальше время покажет, решения будут приниматься в зависимости от развития ситуации.

— Случилась ли смена направления продукции? Переход в другой ценовой сегмент, появление новых эконом СТМ?

— Как я уже отмечал ранее, ассортимент нашей компании достаточно сбалансированный как в части ценового предложения, так и в части категорий товаров. Мы уже давно работаем над вопросом формирования матрицы товаров повседневного спроса, и эта матрица на сегодняшний день достаточно обширная. Всё самое необходимое, достойного качества, с хорошим ценовым предложением уже присутствует в ассортиментном портфеле нашей компании. При этом не стоит зацикливаться на конкретных торговых марках, цена зависит не только от того, какой бренд нанесён на упаковку, она многофакторна. У нас есть стратегия развития ассортимента, которая учитывает наличие внешних факторов, этой стратегии мы и будем в дальнейшем придерживаться, внося определённые корректировки, если это потребуется.

Революционных решений на сегодняшний день не требуется, достаточно планомерной работы в рамках намеченных целей.

— Рекомендация для розницы: на что обратить внимание?

— Как и в любом бизнесе, необходимо работать исходя из целей, которые каждый перед собой ставит. Конечно, все должны учитывать то, что происходит вокруг, но нельзя зацикливаться на конкретных фактах и прекращать движение вперёд.

Зачастую мы видим, что многие фокусируются на проблемах и стараются от них огородиться, спрятаться и не выходить из зоны комфорта вместо того, чтобы заниматься их активным решением, бороться за своего покупателя, двигаясь дальше.

В любой ситуации всегда необходим диалог, экономика должна преобладать над политическими решениями, необходимо продолжать учиться работать в условиях растущей конкуренции, давления электронной коммерции, роста издержек, сокращения общего уровня наценки на определённых группах сезонного товара. Более активная позиция, направленная на привлечение покупателей, интересное ассортиментное предложение, создание комфортных условий для покупателей, развитие бизнеса в направлении корпоративного обслуживания — всё это даёт нам возможность совместно двигаться дальше и добиваться результата в долгосрочной перспективе. Мы всегда готовы поддержать наших партнёров во всех начинаниях и активно работать над развитием их бизнеса совместно.

— Топ-5 новинок, которые вы представите на выставке «Скрепка-2023».

— Новинок у нас много, сложно выделить пятерку фаворитов. Если говорить о галантерее, то стоит отметить линейку новых ранцев BRAUBERG KIDS. Это компактные ранцы для начальной школы в самой популярной на российском рынке капсульной форме. Дополнительно к ранцам можно подобрать сопутствующий школьный текстиль (фартуки для труда, мешки для обуви) в едином дизайне, собрав коллекцию. Также интересна линейка пастельных рюкзаков для школьников с возможностью кастомизации элементов дизайна в виде термонашивок. Ну и, наконец, молодёжные наборы из рюкзака, сумки-шоппера и пенала.

Подробнее хотелось бы остановиться на товарах для детей. Бренду «Юнландия» в 2023 году исполняется пять лет, и на выставке «Скрепка» мы хотим сделать акцент на самых горячих хитах продаж, рассказать о планах развития и традиционно сделать небольшие презенты посетителям. Новинки, конечно, также будут представлены. Топ новинок от «Юнландии» в 2023 году включает тактильные игрушки, пластиковые карандаши «Домики» и напольные коврики-пазлы.

Новинками порадует и BRAUBERG. На стенде группы компаний «Самсон» будут представлены гелевые ручки BRAUBERG EXTRA, шариковые автоматические ручки BRAUBERG ULTRA-RT, новинки цветных карандашей BRAUBERG, водорастворимые масляные краски BRAUBERG ART и акриловые краски BRAUBER ART для рисования в технике FLUID ART, кинетический песок BRAUBERG KIDS, аквамозаика BRAUBERG KIDS, полимерная глина BRAUBERG ART, а для художников — капиллярные ручки BRAUBERG ART.

— Прогноз на остаток 2022-го и начало 2023-го: к чему готовиться?

— Конец года будет достаточно сложным, и это прежде всего обусловлено сокращением покупательской способности как в сегменте физического потребления, так и в корпоративном секторе. Это в свою очередь ужесточает конкурентную среду, заставляет паникующих участников рынка, а такие, надо сказать, есть, применять непопулярные демпинговые инструменты для того, чтобы устоять в этих условиях. Подобные действия паникёров тянут за собой и остальных операторов рынка, вынуждая их реагировать, но в этом есть и свои плюсы для отдельного сегмента компаний.

Двухзначных темпов роста мы в ближайшее время не увидим, рынок к этому не располагает. Определённый запас есть у большинства операторов рынка, тем не менее в перспективе ближайших двенадцати месяцев структурирование рынка продолжится, отдельные компании, занятые в классической схеме дистрибуции продолжат терять свои позиции в оптовом сегменте рынка, рынок конечного потребления будет находиться под прессом спада покупательской способности. Сырьевой и технологический дефицит неизбежно повлечёт продолжение инфляционных процессов, что, в свою очередь, усложнит и без того непростую ситуацию для участников рынка.

Горизонт планирования пока короткий, тем не менее аккуратные прогнозы сделаны, посмотрим, наступит стабилизация или нет. Пока делаем ставку на стабилизацию и рост цен в пределах инфляционных цифр в начале 2023 года.

Но на что хотелось обратить внимание. Наша отрасль в различных экономических условиях оказывается наиболее устойчивой к воздействию внешних факторов и настоящее время не является исключением. Уверен, мы совместными усилиями достойно справимся с имеющимися трудностями.

Форум «Главный канцелярский вопрос» — площадка для обмена актуальной информацией и практическим опытом профессионалов отрасли. Форум ГКВ-2023 состоится 6 февраля 2023 года. 

Зарегистрироваться для посещения форума ГКВ можно здесь

Приглашаем все компании рынка к участию в 30-й Юбилейной международной мультитематической выставке «Скрепка Экспо»

ЗАЯВКА НА УЧАСТИЕ

Зарегистрироваться для бесплатного посещения 30-й выставки «Скрепка Экспо» можно здесь

Оставайтесь в курсе новостей «Скрепки Экспо»:

Материалы по теме

«Стратегия 2022/23»: интервью с Дмитрием Вальдманом, «Феникс+»

«Стратегия 2022/23»: интервью с Мариной Шепелевой, «Альфа-Тренд»

«Стратегия 2022/23»: интервью с Ефимом Загородниковым, «Невская палитра»

«Стратегия 2022/23»: интервью с Юрием Никитенко, ООО «Центрум»

«Стратегия 2022/23»: интервью с Константином Румянцевым, «Ликор»

«Стратегия 2022/23»: интервью с Татьяной Скоковой, Merlion

«Стратегия 2022/23»: интервью с Ларисой Воронович, «Всезнайка»

«Стратегия 2022/23»: интервью с Никитой Титовым, «Малевичъ»

«Стратегия 2022/23»: интервью с Снежаной Захаровой, «Праздник» и «Канцпарк»

«Стратегия 2022/23»: интервью с Романом Кирпичёвым, «Эксмо»

«Стратегия 2022/23»: интервью с Еленой Князевой, F.I.L.A. Russia

«Стратегия 2022/23»: интервью с Анной Огнянниковой, ООО «Винер»

«Стратегия 2022/23»: интервью с Романом Юдиным, ТД «Аванти»

«Стратегия 2022/23»: интервью с Андреем Хворостяным, «Проф-Пресс»

0
Введите текст